<< Вернуться | Мои
рисунки - кино на бумаге |
Мои рисунки - кино на бумаге
В
1956 году Леонид Владимирский иллюстрировал книгу
Алексея Толстого "Золотой ключик, или
Приключения Буратино". Образ деревянного
человечка, созданный им, завоевал любовь детей и
стал классическим. Его используют в кино, в
театре, он служит моделью при изготовлении кукол.
Образ Буратино настолько прочно вошел в народное
сознание, что мало кто задумывается, кто же его
нарисовал... Леонид Владимирский иллюстрировал книги Джанни Родари, Александра Волкова. Образы Страшилы, Железного Дровосека, Элли - тоже классика. На них выросло не одно поколение. Мы знаем героев "Изумрудного города" такими, какими нарисовал их Владимирский. апа у меня был экономистом, мама - зубным врачом. Я хотел поступать в архитектурный институт, но отец сказал: "Надо получить крепкую специальность, которая бы кормила, потом занимайся чем хочешь". Тогда я послушал его, поступил в строительный. Сейчас понимаю, насколько не правы те, кто рассуждает, как мой отец. Когда получишь ту самую "крепкую" специальность, женишься, когда будут дети, станет не до творчества. И пожалеешь: "Был талант, да быт его засосал!" Следовательно, раз есть сильное, настоящее желание, надо идти своим путем. А родители должны направить ребенка. Только тогда он станет счастливым. Ведь счастье - это любимая работа и дружная семья. В строительном институте
учился я неплохо. В армии служил в инженерных
частях. Все четыре года был на войне. Когда она
закончилась, надо было возвращаться в институт.
Оставалось один год доучиться. Как-то раз мы с
приятелем, гуляя, зашли во ВГИК, хотели
посмотреть, симпатичные ли там абитуриентки. Нас
приняли за поступающих. Какой-то человек подошел
и давай спрашивать: "Вы на какой факультет?
Рисуете?" Я робко признался, что пробовал. Нам в
строительном преподавали рисунок. Я знал, что во
ВГИКе готовят мультипликаторов, мне было это
интересно. Дома все рассказал жене: "Хочешь, -
сказала она, - поступай". Я сомневался: "Там
шесть лет учиться. На что жить будем?" Родители
у меня были пожилые. Я не верил, что поступлю,
потому что во ВГИК шли люди, окончившие
художественную школу. "Пригласили тебя - иди, -
настояла жена, - не поступишь, закончишь
строительный"... И я поступил. Только в 25 лет
начал рисовать. Если бы жена не настояла, я бы не
рискнул. И не стал художником. - А что было в работе над книгами самым трудным? - Найти образ. Он все решает. Ведь Буратино потому и жив до сих пор, что это выразительный, оригинальный образ. Полосатый колпачок ему придумал я. У Алексея Толстого он белый. Курточка у Буратино была коричневая, я сделал ее красной. Зеленые штанишки стали черными. Ничего особенного нет в Элли и во Льве. А вот со Страшилой я повозился. Придумал волосы снопиком - это хорошая находка. У американских художников Страшила страшный. Они идут от его назначения. А я - от характера. Мой Страшила добрый и симпатичный. Очень трудно было "подобрать" ему и Железному Дровосеку носы. У американского Страшилы дырка вместо носа. Я, конечно, возмутился и положил ему на это место заплатку. Целый месяц искал! И картошку рисовал, и морковку. Мои друзья-инженеры проектируют машины, а я хожу и "ерундой" занимаюсь! Страшила у меня маленький и толстый, Железный Дровосек высокий и худой. По принципу контраста. И если у одного заплатка, то у другого нос должен быть длинным. Рисую Дровосеку длинный острый нос - получается железный Буратино! Очень трудно оказалось найти маленькую круглую фишечку, которую вы видите у него на кончике носа. Секрет моего успеха в том, что мои рисунки - нечто среднее между книгой и кино. Это фильм на бумаге. Все иллюстрации связаны между собой. Я ведь мультипликатор. Весь сюжет книги ребенок может рассказать, рассматривая картинки. - А сколько у вас этих картинок? - По моим подсчетам, я нарисовал 64 Страшилы и больше 150 рисунков Буратино. Тираж моих книг - около 20 миллионов, включая иностранные издания. Можно добавить сюда 15 миллионов открыток с Буратино. Из-за популярности Буратино со мной бывали смешные случаи. Раз решил я принять участие в выставке "Художники - детям" и нарисовал большого Буратино. Показываю председателю жюри. Тот посмотрел: "Безобразие! Вы же взяли общеизвестный образ. А мы принимаем только уникальные работы! Вы что, не знаете?" Я промолчал и ушел. - Вы написали две книги: "Буратино ищет клад" и "Буратино в Изумрудном городе". Сделали к ним рисунки. Что легче, писать или рисовать? - Пожалуй, писать. Можно быстрее зафиксировать мысль. А рисование - дело долгое и трудное. Один рисунок занимает у меня иногда пару недель, а то и больше. Над иллюстрациями к "Руслану и Людмиле" я работал сорок лет. Рисовал Людмилу и показывал друзьям. Если хоть одному не нравилось - браковал. Нарисовал девятнадцать Людмил. Отбросил все, что мне говорили, и двадцатую сделал на свой вкус. Друзья посмотрели и сказали, что у меня плохой вкус, что это официантка из ресторана. Тогда я рассердился и нарисовал "на вкус" Пушкина, вдохновившись образом Натальи Гончаровой, - пусть попробуют покритиковать. Все книги Волкова я делал по году, а свои за полтора года написал и нарисовал. Взяться за ручку тоже помогла случайность. Я должен был иллюстрировать одну книгу о новых приключениях Буратино, но она показалась мне слабой. Я стал думать, как бы я сам написал ее. Меня закружило, постепенно сложился сюжет. Хотел подарить его какому-нибудь хорошему детскому писателю. Но в конце концов решился писать сам. - Вам исполнилось
восемьдесят, но возраст, наверное, не мешает
понимать детскую душу... |
http://izum-gorod.narod.ru - сайт «Изумрудный Город» (с) 2002
http://izum-club.narod.ru - сайт «Семейный клуб» (с) 2004